Клинический и субклинический мастит: в чем опасность?

Здоровье животных напрямую влияет на их продуктивность и качество производимого продукта, например молока. Для животновода это становится постоянной проблемой и заботой. Труднее всего начинающему скотоводу. Ему не хватает специальных знаний, опыта и сноровки. И в этом случае ему на помощь приходит участковый ветеринарный врач, к которому всегда можно обратиться за советом.

Владимир Александрович Кольцов, ветеринарный врач ветлечебницы Семикаракорского филиала областной СББЖ, больше 20 лет лечит животных и разъясняет все нюансы обращения и помощи питомцам их владельцам.

Мастит – это одно из самых часто встречающихся заболеваний, из-за которого хозяйство может понести немалые убытки. По замечанию ветеринара Кольцова, не лечение мастита может привести к тому, что у коровы прекратится лактация, и только от одной головы хозяйство не дополучит за 7 месяцев порядка 3 тонн молока. Профилактические визиты, когда врач осматривает стадо, нужны, чтобы вовремя выявить суб- или клинический мастит. Чем раньше ветеринар поставит диагноз и чем быстрее начнется лечение, тем быстрее хозяйство вернется к нормальным показателям удоя, и тем больше будет сдавать молока переработчикам.

«Владельцы сами заинтересованы в том, чтобы вовремя диагностировать мастит, — рассказывает Владимир Кольцов. – Во время доения по молоку видно, что животное заболело. Это один из серьезных признаков мастита. Молоко становится прозрачным. В дальнейшем, если болезнь не лечить, то молоко приобретет сперва кислый запах, потом хуже, гнойный. Употреблять его в пищу, конечно, не стоит, да и никто не захочет пробовать такое молоко».

Молоко проходит ветеринарный контроль на нескольких этапах. При его производстве: ветеринарный врач контролирует хозяйство и содержащихся в нем животных, проводит там ветеринарные обработки поголовья два раза в год, и при первых признаках недомогания у животного ветеринар приезжает для оказания помощи и назначает лечение. Ветеринарный контроль также присутствует на этапе сдачи молока на молокозаводы. Один раз в месяц все владельцы дойного поголовья обязаны предоставлять в ветеринарную лечебницу пробы молока на исследование.

Больше пяти лет назад в нашу ветеринарную практику плотно вошли маст-тесты. Именно они позволяют выявить субклинический мастит у животного. Он представляет большую угрозу, т.к.  относится к категории скрытых недугов. Вымя у коровы воспалено, но клинические признаки болезни отсутствуют. Поэтому возникает угроза долгосрочного влияния хронической инфекции. Маст-тесты позволяют выявить мастит на ранней стадии.

«Маст-тест представляет собой жидкость темно-зеленого цвета. Ее смешивают с пробой молока, если проба окрашивается в ярко-зеленый цвет значит молоко получено от больного маститом животного, если в оранжевый, то от здорового», — делится опытом Кольцов.

Маститное молоко утилизируется, а животному ветврач назначает курс лечения длительностью от 5 дней. Владимир Кольцов уточняет, что при этом корова должна и может продолжать доиться. Вымя состоит из четырех долей. Три могут оставаться здоровыми, а в четвертой быть мастит. В этом случае молоко, полученное от здоровых долей, можно употреблять в пищу, а от больной доли оно утилизируется.

По ветеринарным правилам, нельзя сдавать маститное молоко на молочный завод: если хоть у одной коровы из стада будет такое молоко, и оно попадет в сборное, то у всех животноводов молоко не будет принято, и они не получат прибыль.

«На молокозаводе маст-тест проводится повторно, только проверяются уже партии молока по 4 тонны. Чтобы собрать такое количество молока, молокосборщикам, например, в нашем районе необходимо объехать четыре населенных пункта. Если тест показывает, что в партии есть маститное молоко, то все 4 тонны  возвращаются владельцам», — разъясняет ветврач.

Почему маститное молоко не должно попадать на молокозаводы? Дело в том, что из-за высокого содержания соматических клеток в маститном молоке сокращается срок хранения молочных продуктов. В связи с этим снижается качество и количество молочного белка, что приводит, к примеру, к уменьшению выхода сыра. Молочным заводам не выгодно терять в качестве и количестве производимой продукции, поэтому там также действует строгий ветеринарный контроль.