Мнение эксперта: опасность, которую скрывает токсоплазмоз

Ученые буквально недавно пришли к выводу, что опасность токсоплазмоза недооценивают. Специалисты Королевского ветеринарного колледжа (Великобритания) утверждают, что это заболевание может стать причиной развития у людей шизофрении и попыток самоубийств из-за паразитов – возбудителей болезни, которые оказывают влияние на центральную нервную систему. О том, что же это за заболевание мы поговорили с главным ветеринарным врачом Сальского филиала Ириной Сытник.

Токсоплазмоз – заболевание, которое вызывают паразиты Toxoplasma gondii. Основные хозяева токсоплазмы – представители семейства кошачьих, в качестве промежуточных могут выступать разные виды теплокровных животных, в том числе и человек.

Наиболее распространенный путь заражения токсоплазмозом – через контакт с кошачьими фекалиями или поедание плохо приготовленного мяса. Также встречаются случаи врожденного токсоплазмоза, иногда он передается при пересадке органов или переливании крови.

Справка: по научным данным, токсоплазмозом инфицировано до половины населения мира. В США он встречается у 23% жителей, в России – примерно у 20%, а в некоторых районах мира доля носителей достигает 95%.

В большинстве случаев токсоплазмоз протекает бессимптомно и не требует лечения.

«Токсаплазмоз наиболее опасен в период беременности. Проникновение паразитов в организм беременной женщины может привести к выкидышу, мертворождению, врожденным патологиям плода», — рассказывает Ирина Сытник.

При этом ветеринарный врач отмечает, что домашние кошки редко болеют токсоплазмозом. За годы работы Ирине ни разу не довелось встретить явные симптомы этого заболевания.

«Клиническая картина токсоплазмоза схожа с очень многими заболеваниями. Поставить диагноз токсоплазмоз без специальных лабораторных анализов невозможно».

Статистики, какой процент людей, заразился от своих кошек, не существует. Тем не менее, ветеринары склоны считать  основной причиной заболевания людей токсоплазмозом — поедание сырого мяса. Кошки же заразны для человека очень короткий промежуток времени. Токсоплазма выделяется с фекалиями. При непосредственном контакте с кошкой заразиться от нее токсоплазмозом нельзя. Фекалии же будут заразны не сразу после того, как кошка их произвела, а через 3–4 дня. Токсоплазма в фекалиях должна созреть. Если человек убирает старый лоток, он может заразиться. Если убирает свежие фекалии, то заразиться нельзя.

Токсоплазмоз – сложное заболевание, кошка может быть носителем токсоплазмы, но не иметь симптомов и не быть заразной. При этом кошка, которая несколько раз столкнулась с токсоплазмой, имеет иммунитет и не болеет сама, но может пропускать токсоплазму сквозь себя и быть заразной на этом этапе. Например, если кошка съела зараженное сырое мясо или мышь, она заражается сама, пропускает через себя токсоплазму, и с фекалиями та может выходить из кошки. И только на этом этапе от кошки можно заболеть. Соответственно, если кошка живет в квартире и ест коммерческий корм, то в качестве источника заражения ее можно не рассматривать.