«Убойные» ветеринары

В селе Развильном Песчанокопского района работает один из крупнейших мясокомбинатов в стране. Обслуживает его бригада государственных ветеринарных врачей.

Разгрузка, погрузка, убой животных не могут осуществляться без участия ветеринарного специалиста. Не все могут работать в таком графике. Коллектив ветеринарной бригады на мясокомбинате сложился не сразу.

— В нынешнем составе мы работаем около 5 лет. Я лично пришла на мясокомбинат в 2013 году. Были специалисты на моей памяти, кто одну смену простоял и больше не вернулся. Сейчас у нас слаженный коллектив, семь ветврачей равной квалификации, и каждый может в любой момент заменить другого. Мы как одна семья, — говорит ветеринарный врач отдела ветсанэкпертизы Песчанокопского филиала Ростовской областной станции по борьбе с болезнями животных Светлана Проскурина.

Работа на убойном предприятии имеет свою специфику. Ветеринарные специалисты проводят на ногах по 8 часов в день с постоянно напряженным вниманием. Линии с тушами крупного и мелкого рогатого скота тянутся от точки до точки, на которых ветврачи проводят ветеринарно-санитарную экспертизу. Таких опорных точек всего четыре.  Первой осматривается голова, на второй точке проверяется так называемый ливер, это субпродукты (сердце, легкие, почки, кишечник), на третьей исследуется непосредственно туша и заключительный этап – клеймение, когда ветеринар ставит на продукты убоя овальное клеймо, тем самым подтверждая их качество и безопасность.

— Что мы проверяем во время ветсанэкпертизы? Наличие у животного инфекционных и инвазионных заболеваний. Серьезные болезни заметны сразу. Например, при сибирской язве селезенка огромная и кровь не будет сворачиваться. Слава богу за семь лет работы мы не сталкивались ни с таким опасным заболеванием, ни в принципе с заразным. Но в теории каждый специалист знает алгоритм действий при выявлении инфекции, — рассказывает Проскурина.

По ветеринарным правилам в случае подозрения на наличие в продуктах убоя инфекции ветеринарные специалисты должны остановить линию. Для этого у каждого из них есть специальная кнопка «Стоп». Далее ветеринарные специалисты действуют по особой инструкции.

После того как продукты убоя прошли полный круг ветеринарно-санитарной экспертизы, им нужно сутки отдохнуть в холоде перед отгрузкой.

Из Развильного продукция разъезжается по всей России. Оформить её в системе «Меркурий» тоже задача ветеринарных специалистов.

— Стандартно мы осуществляем в день 3-4 выпуска продуктов убоя, на которые нужно выдать ветеринарные свидетельства. Плюс ряд предприятий закупает у нас субпродуктовую группу (обвалку, продукцию, идущую на корм животным). Получается, что в среднем в день нам нужно оформить около 130 электронных ветеринарных сопроводительных документов. Обычно в смене это делает кто-то один, — подсчитывает Светлана Александровна.

Объемы, с которыми справляются наши коллеги из Песчанокопского района, впечатляют. Ежемесячно мясокомбинат принимает на убой около 4 тысяч голов крупного рогатого скота и более тысячи голов мелкого рогатого скота. Каждая из них проходит через руки ветеринарных врачей, которых в смене всего 4 человека. Затем ветеринары оформляют на каждый вид животноводческой продукции необходимые сопроводительные документы в «Меркурии». Помимо этого присутствуют на разгрузках и погрузках, контролируют дезинфекцию транспорта и проведение процедуры убоя животных. И эта работа не может останавливаться никогда, потому что это одна из первоочередных задач ветеринарной службы – обеспечение населения продуктами питания.

Меня интересовал вопрос, какими качествами должен обладать человек, чтобы выдержать такой объем и график работы. Светлана Александровна, подумав, сказала терпение и любовь к своему делу.